В середине февраля с разницей в два дня в США и Великобритании вручили две номинально главные музыкальные премии мира - "Грэмми" и Brit Awards. Два общепризнанных мировых полюса музыки в очередной раз показали, насколько они далеки друг от друга, но в следовании массовому спросу все же сумели найти точки пересечении для демонстрации хорошего вкуса.
Казалось бы, обращаться к итогам "Грэмми" и Brit Awards как индикаторам реального положения дел в музыке с каждым разом все труднее. Но если приглядеться внимательнее, некие тенденции прослеживаются.
И главная из них - это, конечно, местечковость. Год от года сцены все более локализуются, даже несмотря на то, что есть некоторое число артистов первой величины, которым в равной степени внемлет весь мир. Так, триумфатором "Грэмми-2011" в Лос-Анджелесе стало кантри-трио Lady Antebellum. Коллектив первенствовал в пяти из шести своих номинаций. Их песня "Need You Now" получила два из четырех самых престижных граммофонов - "Запись года" и "Песня года". Кроме того, троица из Нэшвилла отхватила три главных кантри-номинации. Что в общем-то нормально. Lady Antebellum - это такие американские стасы михайловы, так что национальная Академия звукозаписи всего лишь расписалась в потакании внутреннему рынку. Впрочем, "Need You Now" так же относится к кантри, как, скажем, группа "Звери" - к року. Эту лирическую композицию с припевом "Чуть за полночь, я немного пьян, и ты нужна мне" легко себе можно представить, например, в дневном эфире радио "Максимум". Стандартный саундтрек для стояния в московских пробках.
Та же история с Brit Awards-2011 в Лондоне, где одним из лучших стал 22-летний британский рэпер с нигерийскими корнями по кличке Tinie Tempah (урожденный Патрик Чуквуэмера Окогву-младший). Стало быть, английский Баста. За минувший год у Патрика случились два хит-сингла на вершине британского чарта, "Pass Out" и "Written in the Stars", чего хватило для четырех номинаций на Brit Awards. Победил он, правда, только в двух - "Лучший дебют" (кстати, обошел таких фаворитов критиков, как Элли Гулдинг и The xx) и "Лучший сингл" ("Pass Out"). Лавры лучшего британского певца у Tinie Tempah отобрал любитель рэпа и соула Бэнджамин Пол Бэлланс-Дрю по прозвищу Plan B (хотя там были кандидаты и позначительнее, например, Роберт Плант и Пол Уэллер). А в битве за лучший альбом туманного Альбиона, где, по правде говоря, не набралось ни одного стоящего номинанта, дебютный "Disc-Overy" от Tinie Tempah уступил дебютному же "Sigh No More" фолк-квартета Mumford & Sons. Подружка лидера последних Лора Марлинг удостоилась звания лучшей британской певицы. И на этом чествование заслуг местных и там, и там закончилось.
Другая тенденция - традиционный конфликт отцов и детей. Все еще находящиеся у руля деятели шоу-бизнеса, отдающие на премиях свои голоса за те или иные релизы, никак не хотят всерьез воспринимать поколение двадцатилетних, всячески притесняя их кумиров. К примеру, наиглавнейший фетиш детей нулевых - Леди Гага, как и год назад, пролетела мимо главных "Грэмми". Из шести возможных номинаций певица довольствовалась лишь тремя второстепенными - "Лучший женский поп-вокал", "Лучший поп-альбом" и "Лучший клип" (конечно, против сотен миллионов просмотров "Bad Romance" на YouTube не попрешь). Сладкоголосая мечта всех малолеток, Робертино Лорети XXI века - 16-летний канадец Джастин Бибер, абсолютный рекордсмен American Music Awards 2010 года, явно выглядел как единственно возможный победитель номинации "Лучший новый артист" на "Грэмми", однако уступил Эсперансе Сполдинг, джазовой (!) певице, да еще и играющей на контрабасе (!!). За такое решение академикам, конечно, стоит поаплодировать. Как выясняется, за 53-летнюю историю "Грэмми" еще ни разу лучшим новичком не признавался джазовый исполнитель. Впрочем, Бибер реабилитировался на Brit Awards, где его признали лучшим международным дебютом.
Стремительно набирающего вес как сольного исполнителя и автора поп-хитов на продажу ("Nothin' on You" B.o.B и "Fuck You" Си-Ло Грина - это его рук дело) Бруно Марса тоже немало обделили на "Грэмми". Из восьми категорий, где он в том или ином качестве был представлен, 25-летний выходец из Гонолулу первенствовал только в одной - "Лучший мужской поп-вокал" (за трек "Just The Way You Are") и еще разделил граммофон с Си-Ло Грином в номинации "Лучшее исполнение в стиле Urban/Alternative" (за "Fuck You", разумеется. Это вообще песня года!).
Хуже всего пришлось главному белому рэперу планеты Земля - Эминему. Основной фаворит, имевший перед церемонией 10 номинаций, получил только два граммофона - "Лучший рэп-альбом" ("Recovery") и "Лучшее сольное рэп-исполнение" ("Not Afraid"). Примечательно, что его совместный хит с Рианной "Love The Way You Lie", звучавший в 2010-м, кажется, из каждого утюга и представленный в самых почетных номинациях, уступил по всем фронтам той же "Need You Now" Lady Antebellum и отличному дуэту Jay-Z и Алиши Кис "Empire State Of Mind".
Третья и самая приятная тенденция - массовое признание инди-культуры, которая, если посмотреть хотя бы на американские сериалы, уже давно стала частью мейнстрима. Так, вполне закономерным выглядит успех блюз-рокового дуэта The Black Keys из Огайо, получившего за свой прекрасный альбом "Brothers" три из пяти премий "Грэмми". А главное - это триумф канадской группы Arcade Fire, чей диск "The Suburbs" был назван "Альбомом года" в США, обойдя и Эминема, и Леди Гагу, и Lady Antebellum, и Кэти Перри. Пластинка (кстати, обласканная и "Лентой.Ру") также получила статус лучшего международного релиза на Brit Awards 2011, а сама группа и ее продюсер Маркус Дравс оказались недосягаемыми в своих профильных категориях.
Эти и прочие факты дают повод говорить о маленьком, но торжестве хорошего вкуса в бурно разлагающемся мировом шоу-бизнесе, следить за всеми этими премиями и с надеждой смотреть на будущее музыки как таковой. |