Москва впервые в своей истории провела музыкальный конкурс "Евровидение". И провела не просто так, а с шиком, блеском и пафосом. Осуществлению голубой мечты чиновников, считающих соревнование главным музыкальным событием года, не помешали ни финансовый кризис, ни сексуальные меньшинства.
Рано или поздно это, конечно, должно было случиться: все заинтересованные лица так истово шли к реализации своего плана, что даже заставили дважды войти в одну и ту же реку певца Диму Билана. Последний неожиданно выиграл конкурс 2008 года в Белграде и тем самым обеспечил приезд "Евровидения" в Россию.
То, что конкурс уже давно отдает душком и не рождает звезд уровня ABBA, а абсолютное большинство его героев улетучиваются из памяти на следующий же день, мало кого волновало. Равно как и не умерил пыл организаторов разразившийся кризис. Каждый россиянин, смотрящий Первый канал, наслышан об уникальности сцены "Евровидения" в московском спорткомплексе "Олимпийский", о звуке, о свете и прочем, прочем, прочем: это заискивающе подтверждали едва ли не в каждом новостном выпуске все, от технических специалистов до самих артистов и иностранных журналистов.
И хорошо бы, да только выяснилось, что вбуханные средства никак не окупились и московский смотр европейских талантов стал убыточным. А ведь он организован в том числе на деньги простых налогоплательщиков, многие из которых в современной экономической ситуации месяцами не получают зарплату или уже лишились работы.
Но отступать никак нельзя. Ведь московское "Евровидение" – это имиджевое мероприятие сродни Олимпиаде в Сочи. Под это дело и группу "Тату" с военными на сцену выпустили, и медведей с балалайками пригнали, и цирковые труппы Cirque du Soleil и Fuerza Bruta пригласили (их выступления, кстати, стали самыми впечатляющими и яркими моментами всего шоу). Естественно, не стали помехой и меньшинства, как на грех решившие использовать конкурс, чтобы заявить о своих правах. Гей-парад, которым они регулярно пугают Юрия Лужкова, был разогнан, еще и не успев начаться. Задержанные - около 80 человек - на всякий случай не были отпущены восвояси вплоть до самого конца музыкального действа в "Олимпийском". С другой стороны, геи и лесбиянки прекрасно знали, на что шли, провоцируя власти несанкционированным митингом, и добились ровно того, чего хотели. Не получилось только уговорить непосредственных участников "Евровидения" вступиться за них со сцены или хотя бы просто проявить солидарность. Московский конкурс, состоявшийся в "Олимпийском" в ночь на 17 мая, ввиду исключительной бледности исполнителей рисковал только этими фактами и запомниться. Но в последний момент дело спас норвежский исполнитель, 23-летний уроженец Минска Александр Рыбак. Он привез на "Евровидение" яркую незамысловатую композицию "Fairytale" ("Сказка"), сделанную на стыке двух фольклорных культур, и с легкостью с ней победил. Причем установил рекорд, набрав по итогам голосования 387 баллов. Таким образом, певец перекрыл предыдущее достижение сразу на 95 (!) баллов. До этого рекордсменами считались финские замаскированные металлисты Lordi, набравшие в 2006 году 292 очка (Аккурат за ними финишировал Билан в свой первый поход на Европу).
Очевидно, рекорд Рыбака еще долго не будет перекрыт. При этом "Сказку" безусловным шедевром не назовешь. Просто настолько скучны и однообразны были остальные конкурсанты. К примеру, едва ли не в каждом номере была задействована скрипка: да и Рыбак не гнушался этого инструмента, то и дело театрально обрывая во время исполнения конские волосы на смычке.
Но были и вполне себе запоминающиеся моменты: маэстро Эндрю Ллойд Уэббер, подыгрывающий британке Джейд Ивен на рояле; бывшая жена Мэрилина Мэнсона Дита Фон Тиз, едва не устроившая стриптиз под песню немецких исполнителей Alex Swings Oscar Sings; Патрисия Каас, наконец, взявшая зал одним своим голосом без какого-либо шоу.
Тем не менее, на телезрителей должного впечатления они произвести не смогли. Француженка довольствовалась в итоге восьмым местом, британцы – пятым, а немцы – и вовсе 20-м. Не смогла заинтересовать голосовавших и представлявшая Россию Анастасия Приходько. Ее эмоциональная "Мамо" заняла только 11-е место, повторив результат Юлии Савичевой 2004 года. Хуже них за российскую историю "Евровидения" выступали только Наталья Подольская, "Мумий Тролль", Алла Пугачева и Филипп Киркоров.
Несмотря ни на что, кажется, все остались довольны. Но пусть и впредь на конкурс от России ездят исполнители уровня Приходько. Чтобы "Евровидение" больше в Москве не проходило.
|