MTV, бывший некогда главным музыкальным телеканалом планеты, окончательно отделил мух от котлет. Руководство канала впервые в его истории провело совершенно безжалостный ребрендинг – от знаменитого логотипа MTV отсекли надпись Music Television, то есть то, что в течение 30 лет считалось смыслом существования этого проекта. Однако в головном офисе сети MTV Networks считают, что ничего страшного не произошло.
Когда 1 августа 1981 года MTV впервые вышел в эфир, он торжественно объявил себя носителем и проповедником идеи музыкального телевидения. Music Television - словосочетание, положенное в основу названия канала, - стало определением не только собственно его деятельности, но и целого явления.
Меломанов порадовал и сам факт появления музыкального телевидения, и ироничность его создателей – первым клипом, запущенным в эфир MTV, стало видео на песню "Video Killed the Radio Star" (Видео убило радиозвезду) британской группы The Buggles. Поклонниками кабельного телеканала MTV в США в одночасье стали целых два миллиона человек.
Кроме того, канал полюбили и музыканты, которые увидели в нем мощнейший инструмент продвижения своего творчества - производство клипов существенно возросло, и фактически каждый артист взял за правило выпускать вместе с синглом также и видео на него, чтобы запустить его на MTV. Что и говорить, MTV задавал тон, диктовал свои правила, утверждал моду и учил людей смотреть, а музыкантов - создавать клипы.
Концепция работы MTV закрепилась и в ставшем знаменитым на весь мир логотипе канала, созданном молодыми нью-йоркскими дизайнерами... Дело было так: однажды к малоизвестному художнику Фрэнку Олински пришел его приятель Фред Сиберт, работавший в конце 1970-х над проектом создания кабельного круглосуточного телеканала, и попросил друга придумать для него логотип.
Как вспоминает Олински, эти события разворачивались еще в те далекие времена, когда дизайнеры не сидели за компьютерами, а по старинке рисовали эскизы маркерами, карандашами, складывали их из вырезок и кусочков бумаги, и все такое прочее. Фрэнк и его друзья принялись за работу и через некоторое время придумали то, что затем превратилось в символ музыкального телевидения - логотип MTV. Главным "героем" логотипа стала буква М, то есть Музыка - ее нарисовали большой и объемной. На фоне строгой М - Музыки - разместили куда более озорное и менее формальное TV - телевидение.
Олински принес черно-белый образец Фреду Сиберту и объяснил, что буквы можно раскрашивать как угодно, поскольку это будет забавно и нетривиально. Однако, согласно задумке дизайнеров, само изображение литер и их расположение должно было оставаться неизменным. В общем, говоря высокопарными словами, художники попытались закрепить смысловую наполненность первого в истории музыкального ТВ в грациозной статике его логотипа. И, конечно же, им это удалось.
Создатели MTV приняли ко вниманию идеи дизайнеров и согласились взять себе логотип. Чего потом с этими нарисованными тремя буквами только не делали! Их отправляли в космос, превращали в торт, покрывали волосами и даже засовывалив глотку герою картины Эдварда Мунка "Крик". Но никогда не забывали о расшифровке логотипа – надпись Music Television всегда оставалась под литерами M, T и V.
Позднее, впрочем, зрители телеканала начали задаваться вопросом правомерности размещения определения Music Television под лого MTV. Их недовольство можно было понять, поскольку количество клипов, транслируемых MTV в последние годы, существенно сократилось, а новости музыки, которые в прошлом составляли основу информационного вещания канала, начали отходить на второй, а то и на третий план.
В начале 2000-х годов, прожив в гармонии с собой почти 20 лет, канал начал стремительно забывать о том, что это именно он когда породил такое медиа-явление, как музыкальное телевидение, и взрастил целое поколение меломанов. MTV (для многих неожиданно) переключился на какие-то невразумительные шоу про то, как, например, один взрослый мужчина в костюме йети гоняется за другим взрослым мужчиной в балетной пачке, или про то, как симпатичная девушка проводит обыск в шифоньерах и прикроватных тумбочках своих потенциальных кавалеров.
И поначалу у поклонников MTV вроде бы не было серьезного повода беспокоиться за судьбу музыкального телевидения, так как эти передачи все же разбавлялись достаточно большим количество клипов. Но потом начались претензии и к качеству видео: MTV, которое даже в 1990-х не уставало напоминать зрителям о том, что рок-н-ролл скорее жив, чем мертв, отказалось и от этой мысли и пустило в эфир выводок новоиспеченных поп-звезд. Зрителям оставалось только утешаться философией – какой "мьюзик", такой и "телевижн".
Пожалуй, началом конца эры музыкального телевидения можно считать запуск в эфир MTV реалити-шоу "Paris Hilton's My New BFF" с участием вездесущей тусовщицы Пэрис Хилтон. В рамках этой передачи мисс Хилтон должна была найти себе новую лучшую подружку навсегда. Что тут можно еще добавить?.. Конечно, надпись Music Television под логотипом MTV уже тогда начала выглядеть как какой-то странный атавизм. Но тогда ее попросту побоялись убрать.
Сотрудники дизайнерского бюро MTV и менеджеры телеканала собирались предложить руководству избавиться от двух уже потерявших всякий смысл слов под логотипом канала еще несколько лет назад. Но в итоге подумали, что начальство не одобрит столь смелую идею и не пожелает расстаться с приросшим к лого словосочетанием, и отказались от этой инициативы.
Но начальство и само догадывалось, что MTV уже обзавелось новыми зрителями, которые понятия не имеют, что вообще делает надпись Music Television под логотипом канала. И тогда руководство бывшего когда-то музыкальным телеканала решилось на радикальный ребрендинг. Впрочем, главных по MTV можно понять – теперь отмену термина Music Television мало кто воспримет как трагедию: первые зрители телеканала повзрослели и больше не нуждаются в путеводителе по миру музыки, а молодое поколение любителей MTV не помнит (или не знает), что раньше канал показывал клипы Pink Floyd, AC/DC, Black Sabbath, Queen, Nirvana или хотя бы U2.
Так что, с точки зрения современности, MTV всего лишь проводит ребрендинг. Кстати, выглядит новый логотип достаточно странно – будто от него наспех отрезали нижнюю часть. Чтобы это не бросалось в глаза, обновленное "лицо" MTV сделали прозрачным и заполнили еще более бессмысленными, чем новые шоу телеканала, фотографиями молодежи.
Между прочим, в России с Music Television разобрались чуть раньше, чем на родине MTV, в США. Так, PR-директор "MTV Россия" Юлия Яковлева пояснила порталу Sostav.ru, что от определения "музыкальное телевидение" было решено избавиться, поскольку канал придерживается лозунга "больше, чем музыка".
Вполне резонно, потому что на российском MTV к музыке уже давно относятся весьма равнодушно – зрителей развлекают сериалами, реалити-шоу, новостями из мира шоу-бизнеса и прочим стандартным для MTV всего мира набором бессмыслицы. А ведь когда-то даже Бивис и Баттхед были обязаны соблюдать правила работы музыкального телевидения и обсуждать по ходу своего "шоу" клипы, которые транслирует канал, а не просто заниматься своим ежедневным идиотизмом.
Ожидается, что окончательно ребрендинг сети MTV, начатый еще в 2009 году, завершится к 2011 году, хотя это уже скорее формальность. Трудно не согласиться с мнением сотрудников портала The Wrap, которые сочли, что отказ MTV от определения Music Television можно официально считать смертью музыкального телевидения. Что теперь вообще значит буква M в логотипе MTV?
|