Сейчас в Минске работает более 150 организаций, специализирующихся на проведении праздничных мероприятий. Но насколько эффективна эта деятельность, насколько востребована? Как готовят кадры? На эти и другие вопросы ответили сотрудники минских праздничных агентств.
Где готовят кадры для индустрии праздничных услуг?
На диаграмме видно, что 40% агентств хотели бы видеть в своих рядах выпускников Академии искусств и 20% — выпускников Белорусского государственного университета культуры искусств. 10 % компаний проводят подготовку специалистов в учебных заведениях России и дальнего зарубежья. Еще 10% агентств — на курсах и тренингах. И лишь 20% агентств готовы обучать молодых специалистов «на месте» и передавать им свой опыт. Поэтому все агентства нанимают работников только с высшим образованием и только специализированным профилем: режиссура, культурология, организатор социально-культурных мероприятий и т.д. Заметим: количество работников праздничных агентств невелико — от 3 до 15 человек.
Также был задан вопрос по поводу доходов агентств: «Назовите средний и минимальный бюджет торжества, которое устраивала ваша компания?». Оказалось, что средний бюджет у наших агентств обычно составляет 2000-3000 у.е. А вот рекламная студия «Лайм» может похвастаться самым большим минимальным бюджетом — и это при опыте работы в 4 года. Ну а максимальные бюджеты собирали агентства ОДО «Праздничное бюро Ларисы Грибалевой» и Fishka.by.
Самые распространенные «заказные» проекты? Сегодня это корпоративы, далее свадьбы, детские праздники, юбилеи, выпускные и розыгрыши. Реже заказывают мероприятия делового характера: открытие магазинов, организаций и рекламные проекты. Интересно, что агентства в 70% случаев разрабатывают индивидуальный праздник с определенной концепцией. А, например, ОДО «Праздничное бюро Ларисы Грибалевой» работает только по индивидуальному заказу.
«Все больше компаний заказывают интерактивные праздники. Все больше людей хотят не просто быть зрителями, а активно участвовать в празднике», — отвечает агентство «Академия игры». Эта одна из важных особенностей сегодняшних требований заказчиков. Также большую популярность приобретают стилизованные вечеринки. Но у агентства «Миллион идей», например, совершенно иное мнение: «Коренным образом ничего не изменилось. Соотношение заказов традиционных и концептуальных мероприятий осталось на одном уровне». И как тут разобраться?
В чем разница в праздновании торжеств сейчас и, например, в 2005-ом? Конечно, кризис не обошел стороной: 50% агентств говорят о чрезмерной экономии клиентами денежных средств. Вследствие этого бюджеты праздничных организаторов снизились в среднем на 30%. Да и в кризис отмечать праздники стали гораздо реже. Но опять же везде есть исключения. Events company ARTMIX (ООО «Арт-Микс») и Fishka.by повышают свои доходы, и количество клиентов у них постоянно растет.
Итак, опрос показал, что большое количество праздничных агентств — это еще не показатель качества в сфере праздничных услуг. Во-первых, потому что к услугам праздничных агентств только в последние несколько лет стали чаще обращаться компании и частные лица. Во-вторых, потому что опыт и профессионализм агентств в этой сфере очень сомнителен. Факты говорят сами за себя: средняя продолжительность работы праздничных агентств составляет около 8 лет. Сфера праздничных услуг у нас только начинает набирать силу и развиваться. Дать оценку EVENT-рынка в Республике Беларусь по 10-балльной шкале смогли лишь 70% агентств. Но эти баллы были настолько разные, что логикой руководствоваться сложно при оценке полученных данных. Можно лишь сделать вывод, что рынок праздничных услуг медленно, но развивается. И какими бы не были, хорошими или не очень, агентства, праздничные услуги еще станут востребованы.
Также ресурс
POVOD.TUT.by опросил белорусские предприятия и организации, которые могут или заказывают проведение различного рода праздничные мероприятия, чтобы выяснить, какие праздники отмечают и заказывают в Беларуси чаще всего.
На несколько вопросов необходимо было ответить лицу, ответственному за проведение праздников в компании. И, как выяснилось, за проведение праздников может отвечать не только маркетолог, менеджер и специалист по связям с общественностью, но и сам начальник отдела и даже директор. Значит, проведение праздничных мероприятий все-таки доверяют не просто человеку, немного разбирающемуся в организации подобных торжеств, а просто душе коллектива. 80% предприятий отмечают корпоративные и другие праздники еще с момента основания: это и крупные компании, и компании, численность которых составляет не более 5 человек.
15% предприятий начали устраивать корпоративные торжества лишь спустя несколько лет после начала своей деятельности. А 5% предприятий вообще не отмечают подобных праздников, считая, что это не мотивирует коллектив к лучшей работе. Но, если в коллективе трудятся молодые и энергичные работники от 20 до 40 лет (а таких предприятий у нас 30%), которым важно комфортно чувствовать себя в коллективе и проводить свободное время насыщенно, то ясно, почему 95% компаний проводят праздничные мероприятия — они помогают сплотить коллектив и оставить хорошие воспоминания. Ведь корпоративный праздник — это не только повод повеселиться, это еще и способ показать, что все хорошо, вы преуспеваете и ваша компания на вершине успеха.
Как оказалось, 50% компаний 2-3 раза в год организовывают корпоративные торжества — это юбилеи руководства и сотрудников, Новый год, дни рождения и другие торжества. Более 6 раз в год устраивают праздник 20% организаций, причем это либо крупные, либо совсем молодые компании. И лишь одна из опрошенных организаций вовсе не отмечает праздники коллективно. Но и важно заметить, что 17% компаний планирует увеличить количество совместных праздников. Видно, такие торжества не только могут сплотить, но и сдружить коллектив.
Компаний, которые сами занимаются организацией своих праздников, 77 % (!), и лишь 14% организаций доверяют проведение коллективных праздников агентствам. Ну а 9% компаний иногда проводят мероприятия сами, а иногда через агентства.
Конечно, в последнее время у нас открывается все больше праздничных и рекламных агентств, которые готовы за приличное вознаграждение сделать праздник незабываемым. Чаще всего организацию корпоративных торжеств все-таки доверяют праздничным агентствам (96% организаций), а не рекламным. Самыми популярными (у 26% компаний) являются «Академия игры» и «Праздничное бюро Ларисы Грибалевой», чьими услугами были довольны все. Пользуются успехом и такие агентства, какEventMedia, PartyHall, «Арт-Микс», Fishka.by, ИП Бугаев А.В, Jolly fine. 31% компаний приглашает к себе и звезд шоу-бизнеса: это компании, где корпоративные торжества уже неотъемлемая часть жизни коллектива, а 33% планируют увеличить бюджет для проведения праздничных мероприятий. И только 5% компаний вообще остаются недовольны организацией торжеств.
Где праздновать — всегда больной и спорный вопрос для любой организации, но все-таки отмечать праздники, как выяснилось, больше нравится компаниям в ресторанах (27%). Празднование в офисе и на природе тоже привлекательно — по 20%. Любителей активного отдыха лишь 4% организаций, а вот 24% компаний предпочитают иные вида отдыха.
Создать идеальный праздник нелегко. Нужно столько всего продумать: меню, музыка, конкурсы, — но оказывается, что для проведения идеального праздника нашим компаниям банально (!) нужны в большинстве случаев лишь деньги: 30% опрошенных готовы устроить незабываемую вечеринку при наличии нужного количества финансов. 28 процентам достаточно иметь желание и хорошее настроения для запоминающегося вечера. 22% нужен организатор, который сумел бы взять бразды правления в свои руки. Остальные компании считают, что для классного праздника нужна идея, желание, свободное время и сплоченность коллектива.
И в завершение…Спросите, надо ли позиционировать корпоративную культуру? Встречный вопрос: «А готовы ли Вы проводить специальную подготовку специалистов при наличии тренингов по организации праздников?»
«ДА!» — такой ответ был дан 30 процентами компаний. Значит, корпоративная культура все-таки важна для успешных и продвинутых предприятий! А вот остальные организации, видно, не хотят тратить свой бюджет, считая праздники в коллективе просто поводом «спустить» кругленькую сумму. Но так ли это?
В опросе принимали участие:
ООО «Ирсен Компьютерс»
СП ООО «Орбита ЛТД»
ОДО «Западные Земли Эстейт»
УП «НОВОЕ РАДИО»
Издательство ТРАСКО
ООО «Автобай»
ЧУП «ФорексЛАЙН»
СП «Основание» ООО
ОАО «Банк Москва-Минск»
ЧУП «М-Студио»
ЧТПУП «РАДИОМИР»
ООО «Офистон»
ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат»
OOO «АРС Коммюникейшнз»
СООО «Баниар»
ООО «СЕНСОР-М»
ООО «Институт общественных связей»
УП «Экспофорум»
ООО «Хьюмен систем»
магазин детской одежды и обуви « Модный домик»
ЗАО «Итранзишэн»
ЧП «Спорт Лидер».
ЧУП «Стеллар Центр»
OOO «Артокс»
ИП «ТОРГОВЫЙ ДИЗАЙН», trade-design.by
Детский Центр РОСТ
ОДО ЭКСПЕРТЦЕНТР
EventMedia ООО «Илмакс»
СП «Бевалекс» ООО
Результатом исследования также стало решение о проведении Первой белорусской Event-Премии «Красная морковь».
Цель премии — выделение лучших компаний из общего многообразия праздничных услуг, а также ориентация потребителей услуг event-рынка на лучшие товары и услуги. Победители премии будут оцениваться по двум направлениям: professional view и customer’s opinion. Церемония награждения состоится 21 марта 2010 года.