Сейчас о новых именах в поп-музыке мы узнаем зачастую только во время очередных вручений престижных премий: американской Grammy, английской Brit Awards, той же MTV Music Awards... Почему так происходит? Может быть, у нас просто не хватает времени уследить за всеми новинками в поп-музыке? Или попросту пропал интерес к мировому музпроцессу?..
Что происходит с музыкой?
...Если говорить коротко, то количество событий, происходящих в мире музыки, значительно превосходит их качество. Раньше в мире музыки периодически вспыхивали интересные звезды и даже целые созвездия, возникали «большие музыкальные моды», которые захлестывали собой весь мир: рок-н-ролл в 50-х, «Битлз» в 60-х, хард-рок, диско в 70-х годах... Словом, существовали такие явления, которые можно было легко отовсюду заметить. По ним же легко и определить вектор актуального развития поп-музыки. Сейчас ситуация принципиально другая: поп-музыка утратила ту роль лидера молодежной культуры, которую играла на протяжении последних лет пятидесяти. Музыка уже не является чем-то важным в жизни человека, как, скажем, еще лет десять назад, а стала всего лишь равной среди равных отраслью, частью мировой развлекательной индустрии. Ничего ужасного в этом нет, это процесс естественный. Зато стали активны другие отрасли индустрии, сейчас вот кино опять воспрянуло... Вообще индустрия переваривает все: помните, в начале 90-х, например, была очень популярна модельная индустрия... Или спорт, сейчас это такая же отрасль индустрии развлечений, реальный конкурент поп-музыки, сосед по шоу-бизнесу, который отбивает у артистов спонсоров и заставляет толпу бегать с одного стадиона на другой...
Поп-звезды-кто они?
Раньше главной фигурой поп-индустрии был артист и индустрия строила свои планы, опираясь в известной мере все-таки на личность артиста. Соответственно артисты фильтровались по принципу личностных параметров -- обаяния, голоса, неповторимой сценической манеры... Теперь имеют значение только внешность и способность совершать более-менее пластичные движения. Главными фигурами поп-рынка стали продюсеры, у которых артист, как правило, находится на положении крепостного. Сейчас артист в большинстве случаев -- это товар одноразового использования. По-настоящему выдающихся артистов и композиторов сейчас нет, и когда популярная телепрограмма, моделирующая шоу-бизнес, называется «Фабрика звезд», то слово «фабрика» надо понимать не в качестве кокетливой метафоры, а в самом прямом смысле: это действительно фабричное производство, это ин-дус-трия. Точка. Если результат деятельности этой индустрии и отличается от производства товаров -- автомобилей или гамбургеров, -- то только наличием некоей человеческой составляющей, которая очень невелика и существует только физиологически как еще один дополнительный параметр этого продукта. Сами песни забываются очень быстро так же, как и сами артисты. Эти песни живут только в момент яростного радио- и телеэфира. Как только массированная атака прекращается -- 99 процентов хитов уходит в небытие. Попробуйте в качестве эксперимента вспомнить главные хиты... допустим, 2001 года. Почему сейчас в мире такое дикое количество кавер-версий, перепевок и вообще «ностальгической» музыки? Потому, что современная новая музыка не запоминается, не откладывается ни в памяти, ни в культурном слое, нигде.
Что будет с мировой поп-индустрией?
В принципе, поп-индустрию может постичь такой же обвал, какой получился с дутым интернетовским бизнесом во время кризиса NASDAQ. Правда, произойдет это, возможно, не в форме одного мощного обвала типа ГКО, а, скорее всего, в виде постепенной, но заметной и четкой стагнации. Возможно, мы уже являемся свидетелями этого процесса. Известно, что продажи звуконосителей неуклонно падают: за год в два раза по всему миру. Продажа компактов и кассет за последние годы уменьшилась то ли на 14, то ли на 16 процентов -- это огромные цифры. Люди на самом деле все меньше интересуются музыкой и все меньше ее покупают. Отчасти это связано с конкуренцией интернета, а также с сильно задранными ценами на диски, но также и с тем, что музыка просто-напросто гораздо меньше трогает. И мало-мальски разборчивые люди не станут покупать пластинки ни Бритни Спирс, ни певицы Жасмин, а если у них образовались лишние 20 долларов, то купят пластинку Дэвида Боуи, или Элвиса Пресли, или группы Led Zeppelin, или «Зоопарка»... Заметьте, как раз, НЕ покупая сиюминутных звезд, человек поступает именно по законам рынка. Человек покупает то, в чем он уверен, то, что можно будет прослушать много раз, то есть выгодно вкладывает деньги. Покупая такую вещь одноразового использования, как презерватив, вы поступаете очень мудро и практично. Покупать же пластинки одноразового использования глупо. Потому что пластинку никуда не денешь -- дарить ее кому-то неудобно, это ненужный товар... Поэтому взрослые люди покупают старую, проверенную временем музыку. Основные же покупатели современного хлама -- это молодежь. Все сегменты поп-рынка сфокусированы на юном поколении. Власть логотипов и брендов такова, что если модно слушать Шакиру, то у тебя должен быть диск Шакиры, иначе одноклассники тебя засмеют.
О конце эпохи рока и джаза...
Рок-музыка нынче находится не в самом веселом состоянии и с конца 80-х движется за счет каких-то ностальгических повторов. Последние радикально новые вещи, которые случились в роке, -- это, наверное, новая романтика, электропоп и пост-панк начала-середины 80-х годов. Потом были повторения старого на каком-то новом технологическом или имиджевом витке. Керт Кобейн, грандж -- это, конечно же, повторение хард-рока пополам с панком; брит-поп -- это битломания третьего сорта; теперешние модные группы типа Strokes, Hives, Vines -- это старый рок-н-ролл и ритм-энд-блюз, реверансы в сторону ранних «роллингов», Animals и т.д. То же самое случилось и с джазом. Джаз стал музыкой для сопровождения коктейльных вечеринок, звуковым фоном в шикарных гостиницах и на престижных мероприятиях. Такая полупопса, безусловно, высокопрофессиональная, но напрочь утратившая всякое авантюрное творческое начало. Когда импровизируют так, как это делали Чарли Паркер и Джон Колтрейн, -- это одно, а когда нынешние джазмены -- это совсем другое. Были гиганты, стали имитаторы. В джазе ничего не осталось, кроме каких-то ископаемых авангардистов.
... и начале эры электронной музыки
Электронная музыка -- это самое живое и наиболее чреватое сюрпризами и новациями направление в современной мировой музыке. Безусловно, в электронной музыке, как когда-то в попе и роке, все нововведения возникают с подачи талантливых и авантюрных ребят, а став неожиданно популярными и коммерчески выгодными, обрастают массой талантливых имитаторов. Взять ту же техномузыку: еще в середине 80-х детройтское техно было глубоко интересным и сугубо подпольным явлением. После того как техно вышло на уровень массовых рейвов, появилось дикое количество бездарных техномузыкантов, которые попросту очень удачно использовали чужие открытия. Техномузыку ведь очень просто делать -- она не требует никаких особых навыков, кроме элементарных технических. Тем не менее в этой области до сих пор регулярно появляются как море плагиата и примитива, так и настоящие жемчужины.
О Русском шоу-бизнесе
Ситуация тут многослойна. Мировой шоу-бизнес львиную долю доходов получает с продаж альбомов артиста. Наш поп-рынок отличается от западного тем, что 90 процентов продающихся у нас аудио- и видеоносителей -- это пиратская продукция, что оказывает влияние на состояние всей нашей музыкальной индустрии. Наши фирмы грамзаписи хилые и слабые, денег на продаже альбомов они не зарабатывают и соответственно в артистов не вкладывают. В артистов вкладывают их продюсеры и менеджеры, которые, как в доэдисоновские времена, в основном зарабатывают на живых концертах, что прямо противоположно практике мирового шоу-бизнеса. В этой пагубной ситуации находится большинство наших артистов вопреки и своему желанию, и возможностям. Те же Стинг или Боб Дилан могут позволить себе выпускать пластинки раз в три года, в пять лет, в десять и все это время спокойно существовать на заработки от продаж своих прежних, классических записей. И ничего над ними не каплет и не заставляет становиться «к станку». А наши артисты, имея примерно тот же статус в масштабах страны, вынуждены как проклятые штамповать по одному диску в год, что заметно сказывается на качестве пластинок. Взять того же БГ, если бы он записывал в два-три раза меньше песен, было бы лучше для всех: и для него, и для нас.
О группе "ТаТу"
Международная карьера группы «Тату» на сегодняшний день почти завершилась. История с «Тату» типична для поп-индустрии, ибо они -- стопроцентный продюсерский проект. «Тату» повезло подписать контракт с западным лейблом, вложены огромные деньги в их рекламу, и поэтому весь прошлый сезон «Тату» были одной из ведущих групп мира. Популярность была обеспечена не за счет исполнительского таланта или высокохудожественных песен, а за счет маркетинга и пиара, которые основывались на скандале. Артистической самоценностью Юля и Лена не обладают, а скандальная слава очень быстро сгорает. Скандал -- хорошее средство для раскрутки, но не для долгой карьеры. Можно, конечно, попытаться сделать из скандальных артистов качественных, как это получилось у Кайли Миноуг или Робби Уильямса. Они тоже начинали, как продюсерские куклы, но потом сумели утвердить свою артистическую ценность, поэтому работают долго и успешно. Для того чтобы «Тату» стали качественными артистами, им нужен качественный репертуар. Однако это требует огромных вложений. И тут перед фирмой грамзаписи встает вопрос: делать дальнейшую ставку на этих артистов с тем, чтобы они «выстрелили» по второму разу, или удовлетвориться теми деньгами, которые на них уже заработаны, и от дальнейшей раскрутки отказаться? Я думаю, скорее всего, произойдет второе. У нас «Тату» пару лет погромыхают, а на Западе будут забыты еще раньше.
О русском роке и Земфире
Если говорить о соотношении российского и мирового поп-рынка, то наша попса, как ни странно, ближе к западным стандартам, чем новый русский рок. В техническом отношении наша попса заметно преуспела, появились сильные продюсеры, например, Макс Фадеев... Русский же рок прежде всего продолжает оставаться неконвертируемым продуктом. Он очень однообразен, старомоден, ограничен какими-то сектами... Есть металлисты, панки, есть домотканый русский рок, есть рокопопс, и все. Альтернативы нет. Мне симпатичны Лагутенко, Саша Васильев, девочки из группы «Ночные снайперы»... Но все они не создают явной общей тенденции. А мейнстрим нового русского рока -- все эти «звери», «кукрыниксы» и «мультфильмы» -- страшно скучен и неинтересен. Что касается Земфиры, то с самого начала я больше ценил ее как явление культурологического порядка и в этом качестве даже сравнивал с Мадонной, в том смысле, как молодая сильная женщина, придя в шоу-бизнес, где всегда правили мужчины, может многое делать по-своему. Если же говорить о ее творчестве, то меня оно вообще никогда не интересовало.
Надо ли бороться с попсой?
Протестовать всегда есть против чего, и именно протест движет, как известно из литературы, историю вперед. Возможно, уже рождаются новые протестные настроения в современной молодежной среде, но пока я не замечаю, чтобы этот протест стал осознанным и сформулированным. Хотя я был бы рад их появлению, поскольку тогда и весь музыкальный процесс пошел бы веселее. Стоит ли сейчас протестовать против попсы? Во-первых, попса далеко не самая значительная мишень из того, что честный рокер может для себя выбрать. Во-вторых, уж если бороться с попсой, то не демагогически, а так, как боролись наши рокеры в 80-е годы. Тогда «Аквариум», «ДДТ», «Алиса» и другие реально задавили попсу, потому что были сильны и убедительны. Тогда рок победил потому, что был интереснее, актуальнее, честнее, чем одряхлевшая совковая попса. Позднее и Земфира, и Лагутенко тоже были реальной альтернативой попсе... Попса неистребима, но уж если с ней бороться, то не посредством тупых деклараций, а мощью своего таланта.
Источник: "Огонек" Андрей Архангельский |