Впервые он вышел на большую сцену 25 декабря 1988 года. О нем узнали и заговорили. А чуть позже Александра Пескова пророчески назвали “Королем пародии”.
Король пародии – так сегодня гласят афиши, так объявляют его конферансье. Он возродил и дал вторую жизнь жанру синхро-буффонады. Он любит и любим. Ему рукоплещут тысячи зрителей разных стран. И ни где в мире ему нет равных в том, что он делает на сцене. Он действительно неповторим, и уж точно неподражаем.
Много лет назад в одном из интервью Александр Песков сказал: “Я – водолей. И из моего источника всегда будут литься только улыбки и смех!” Ни разу он не изменил своему обещанию. Это – его кредо. Причем не только на сцене. Вся его жизнь – это поклонение зрителям, любимым артистам и сцене!
ДЕТСТВО
Александр Песков родился 13 февраля 1962 года в городе Коряжме Архангельской области.
Уже в возрасте одного года, стоя на стуле, читал стихи и устраивал концерты для гостей, приходящих в дом. При этом в ход шло все, что попадалось под руку: мамина помада и одежда из ее гардероба, всевозможные накидушки с кресел.
В возрасте пяти лет состоялось его первое знакомство с цирком. Это произошло в Сочи, где Саша отдыхал с родителями. Тогда на манеже он впервые увидел Ирину Бугримову и ее знаменитый номер со львами. Он настолько был захвачен зрелищем, что, выйдя из цирка после окончания программы, устроил истерику, и родители вынуждены были вести его второй раз на вечернее представление. “Я влюбился в цирк, - говорит сегодня Александр, - и эта любовь вернулась ко мне вновь спустя годы”.
6 марта 1968 года на сцене Дома культуры Котласского целлюлозно-бумажного комбината Коряжмы, на котором работали родители, состоялся дебют маленького Саши. “Помню, был грандиозный концерт, посвященный Международному женскому дню. Я читал стихи:
“По магазинам ходит Пит, перед витринами стоит, с досады чуть не плачет, подарок выбирает…”
При этом я трижды забывал слова, трижды уходил за кулисы, выходил вновь, опускал микрофон и в очередной раз говорил: “Стихотворение “По магазинам ходит Пит”. Читаю я, Саша Песков”. У зрителей в зале была просто истерика. Публика, которая была на том концерте и хохотала до слез, до сих пор вспоминает эту историю. И так, вдохнув однажды запах кулис, я навсегда “заболел” сценой”. Будущему артисту было тогда шесть лет.
ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ
В 1969 году Александр поступил в 1 “Е” класс школы № 16 г. Коряжмы. В школьные годы он занимался во всевозможных кружках, был солистом хора городского Дворца пионеров. И до сих пор с благодарностью вспоминает своих учителей: директора Дворца пионеров З. А. Медведеву, Г. Ф. Удавкова, И.В. Волкова, Н. Я. Липатову, Г. З. Раздобурдина, Л. А. Дуглас, Л. И. Петухову, В. А. Панова, Т. Зеленскую.
Принимал Саша и активное участие в жизни класса и школы, был в редколлегии. “Я очень любил рисовать карикатуры, увлекаюсь этим и по сей день. Особенно я любил рисовать зимой, когда светит солнце, лежат сугробы, а по радио идет “Радио-няня” или “С добрым утром”. Театральные радиопостановки я очень любил и не пропускал ни одного спектакля – ни детского, ни взрослого. И видимо, именно тогда, когда я слушал эти радиопостановки, происходило формирование меня как актера”.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
В 1977 году, закончив восемь классов, Александр сообщил родителям, что едет поступать в театральное училище на актерское отделение. Ближайшее театральное училище, куда принимали после 8 класса, было в Ярославле. Он поехал и поступил. Но так уж было там заведено, что общежитие предоставляли студентам только с 3 курса. Поэтому студенту Пескову пришлось снимать крохотную комнатку, размером два на два метра, в которой умещались только кровать и чемодан, на котором лежали книги, а из стены торчало пол-печки. Так проучился он три месяца.
В ту осень в Ярославском цирке шла программа “Озорные чудеса”, в которой принимал участие иллюзионный аттракцион Заслуженной артистки России Альбины Зотовой и ее мужа – Анатолия Ширманда из известной династии великих клоунов российского цирка. Будущее было определено: “Программа произвела на меня огромное впечатление, и тогда я сказал сам себе: “Какое театральное училище? Только цирк!” Я забрал документы из театрального училища, приехал в родную Коряжму и вернулся обратно в школу”. В школьной библиотеке Александр нашел книгу Ильи Рудберга по пантомиме, не зная еще тогда, что пантомима станет его профилирующим предметом, начал интенсивно занимался в самодеятельности, учился играть на кларнете и ксилофоне, словом, старался освоить все возможное, что могло пригодиться в его будущей профессии – профессии клоуна.
МОСКВА. ЦИРКОВОЕ УЧИЛИЩЕ
Помнится, было рискованно выдать свой план: Еду учиться на клоуна, где чемодан? Рты поразинули родичи: Ужас какой, Ты - краснощекий уродище с рыжей башкой? Поздно, уж был на арене я. Цирк. Для меня С первого, помню, мгновения в цирке родня. Следом за мной в парадное глупо спешить, Бросьте, мои буффонадные, хватит смешить. Цирк, только цирк, верю, вынянчит: Лонж доброта, запах веселый, опилочный, Дней чехарда, песня вагонная, добрая. Время надежд… Солнце восходит огромное, Словно манеж.
С этим стихотворением Леонида Куксо Александр поступил в цирковое училище. Домой приехал героем. На перроне родители встречали сына с цветами. К тому времени уже вся Коряжма знала, что Александр Песков поступил в Московское цирковое училище.
“Два года подряд, каждый день, с восьми утра до восьми, а иногда и до двенадцати часов вечера я учился. А каждый свободный вечер старался провести в театре или в цирке. Я знал репертуары всех театров Москвы, не пропускал ни одного спектакля, бывал на всех постановках гастролирующих трупп. Помню, однажды был на спектакле “Женщина-змея” в Театре сатиры. Спектакль шел на японском языке. Я не понимал ни слова, но впитывал каждое движение актеров.
Был еще один случай. В Театре эстрады давала шоу творческая мастерская разговорного жанра при Москонцерте: Геннадий Хазанов, Евгений Петросян, Михаил Жванецкий, Роман Карцев, Клара Новикова, Саша Фриш, Вадим Танков, конферансье Борис Брунов. Я стою перед входом, билетов в кассе нет. И вдруг вижу, из служебного входа выходит знаменитейший конферансье Сережа Дитятев. Я к нему: “Сережа, я студент циркового училища. Пожалуйста, сделайте что-нибудь, чтобы я посмотрел спектакль!” И вот он ведет меня через служебный вход, по лестнице, заводит в гримерку… И я вижу всех этих людей, которых знала вся страна!”
…И не знал тогда Александр, что пройдут годы, и именно по этой лестнице он впервые войдет в историю российской сцены, потому что его первой сценической площадкой был Театр эстрады. Именно там родился жанр синхро-буффонады и артист Александр Песков. И его первой гримеркой будет именно та, в которой такой растерянный он стоял в этот вечер...
АРМИЯ
С третьего курса циркового училища Александра Пескова призвали в армию – в Таманскую дивизию. Там он был художником, топографом. А спустя год службы был назначен руководителем Ансамбля песни и пляски Таманской дивизии, которая курировала цирковое училище. Это был эстрадно-цирковой коллектив из 25 человек и вокально-инструментальный ансамбль. “Мы делали совершенно уникальные постановки на все праздники, ставили спектакли, - вспоминает Александр. - Так что опыт театрального училища не прошел зря”.
И ВНОВЬ УЧИЛИЩЕ
1983 год. Отслужив в рядах Советской армии, Александр вернулся в цирковое училище. И вновь учеба, репетиции, а по вечерам – театры.
Студенчество прервалось неожиданно: “На одном из уроков акробатики я стал делать сальто-мортале, но приземлился не на ноги, а на шею. Получил серьезную травму позвоночника, с манежа меня унесли на носилках, и больше в училище я не вернулся”. Калекой он приехал домой, в Коряжму, и год провел почти без движения. А через год понял, что надо что-то делать дальше.
ТЕАТР
4 сентября 1984 года Александр Песков поступил на службу в Котласский театр. В труппе было 30 человек. За плечами у начинающего артиста были лишь трехмесячный опыт учебы в Ярославском театральном училище и впечатления от огромного количества спектаклей, просмотренных в Москве. Его первой ролью в театре была роль прапорщика Заграя в спектакле “Печка на колесе”. А вскоре он стал ведущим характерным актером театра, сыграл 15 ролей. Играл в спектаклях “Страсти в стиле диско”, “Сын полка”. “Царевна-лягушка”, “Золушка”, в великолепной постановке “Там, где мы бывали”, посвященной Великой Отечественной войне. А потом получил первую в своей жизни женскую роль – роль Бабы Яги. Популярность театра стала расти день ото дня – взрослые зрители специально приходили посмотреть на его игру.
Прошел год, и как ведущего артиста театра Александра направили в Архангельск, на конкурс чтецов имени Ломоносова, в котором принимали участие артисты театров. Он стал лауреатом Первой премии. И вскоре после этого художественный руководитель Архангельской филармонии пригласил его на должность конферансье.
КОНФЕРАНСЬЕ
Шел 1986 год. Вместе с коллективом Архангельской филармонии Александр вновь объехал всю архангельскую область, но теперь уже как артист эстрады, вел большие концерты. А спустя год его пригласили в Пермь - на должность конферансье в знаменитейший тогда коллектив – вокально-инструментальный ансамбль “Контраст” под руководством Виктора Руденко. Уже тогда Песков начал работать пародию: “Пугачеву”, “Гурченко” и “Леонтьева”. Это были первые опыты, которые уже тогда имели оглушительный успех.
Во время гастролей в Калининграде с предложением о работе конферансье к Александру обратился директор калининградской филармонии. “К тому времени у меня уже росла дочь, - рассказывает артист, - и надо было думать о собственном жилье. И я поехал в Калининград. За год я объехал всю Калининградскую область. Работать приходилось в разных условиях. Было, что стоишь на сцене, в бабочке и фраке, и здесь же, по сцене, бегают деревенские собаки, а туфли от мороза примерзают к полу”.
И ВНОВЬ МОСКВА
В 1988 году благодаря писателю-сатирику Виктору Коклюшкину состоялся телефонный разговор Александра с педагогом Владимиром Ивановичем Точилиным. Этот разговор стал поворотным в судьбе Пескова. По приглашению Точилина он вновь приехал в Москву, но теперь уже для подготовки на конкурс артистов эстрады. Приехав на Белорусский вокзал, он позвонил Точилину домой, и тут ему сообщили, что Владимир Иванович скончался минувшей ночью. Расстроенный, Александр отправился гулять по Москве. Проходя мимо театральной кассы, решил купить билет на премьеру Виктюка – “Служанки”, а в нагрузку его обязали взять билет в Кремлевский Дворец Съездов.
Это и был “Его Величество Случай”. Второе отделение вел Борис Сергеевич Брунов. И после концерта Песков решил подойти к нему.
“Как сейчас помню, - рассказывает Александр, - 20-я гримерка. Постучал, вошел. “Вы кто?” – спрашивает Брунов. “Я очень хороший артист”, - отвечаю. “Ну, то, что вы наглый, я вижу. Приходи на просмотр через неделю”.
И вот воскресный день, Театр эстрады, художественным руководителем которого был Б.С. Брунов, пустой зал, старенький магнитофон. В зале темно, горит только одна тусклая лампочка. При трех зрителях Александр Песков впервые показал свои пародийные номера: “Аллу Пугачеву”, “Валерия Леонтьева”, “Людмилу Гурченко”, “Агузарову” и “Лайму”. И в этот же день он был приглашен в Московский Театр эстрады на должность артиста оригинального жанра.
25 декабря 1988 года на сцене Театра эстрады состоялся его дебют. Выступление привлекло к себе внимание и вызвало всеобщий интерес. Так на российской сцене возродился жанр “синхро-буффонада”. А через некоторое время Песков понял, что зрителю будет интересней увидеть на сцене не пять образов, а больше. Так появилась первая сольная программа, в которую вошли 23 пародии.
Всего же за 15 лет существования театра Александром Песковым создано девять сольных программ:
1988 г. – “Все звезды в гости к нам” 1990 г. – “Я приглашаю вас на праздник” 1993 г. – “Найди свой голос” 1994 г. – “Звездная болезнь” 1995 г. – “Многоликий Песков” 1988 г. – “Маска, я тебя знаю” 1999 г. – “Арлекин” 2001 г. – “Избранное” 2003г. – “Смотрите, я играю!”
Начиная с 1993 года премьера каждой сольной программы проходит в ГЦКЗ “Россия”. И каждая из них заслуженно вызывает единодушно высокую оценку со стороны коллег, прессы и зрителей, поскольку это - неизменно полная самоотдача, высокий профессионализм Александра Пескова и балетной труппы театра, роскошь и неповторимость костюмов и декораций, и – самое главное – любовь к профессии, к артистам и зрителям. Именно этим объясняется популярность и востребованность артиста вот уже многие годы.
25 декабря. Эта дата считается датой основания Московского театра синхро-буффонады, бессменным художественным руководителем и режиссером которого на протяжении вот уже 15 лет является Александр Песков. Сегодня театр с триумфальным успехом и неизменными аншлагами гастролирует в России, СНГ и за его пределами. Публика Германии, Израиля, а в особенности Америки, где жанр синхро-буффонады особенно любим и популярен, всегда с большим восторгом принимает Короля пародии и его Королевский балет.
25 декабря 2003 года Московскому театру синхро-буффонады исполняется 15 лет. За эти годы сшито более 600 костюмов, сегодня в в звездной коллекции театра 63 образа, и около 100 номеров. И, кроме того, 10 вокальных композиций в исполнении самого Александра.
К юбилейной дате подготовлена программа, которая получила название “Смотрите, я играю!”. В марте на сцене ГЦКЗ “Россия” состоялась премьера. Концерты в зале “Россия” стали началом мирового тура Александра Пескова, в рамках которого пройдут концерты в Китае, ЮАР, Голландии, Канаде, США, Израиле, Германии, Латвии, Литве, Беларуси, Украине, Казахстане и других странах и республиках.
Александр Песков: “В моих спектаклях я высказываю свое отношение к жизни голосами моих героев. Мне очень жаль, когда заканчивается представление. Я живу сценой. И это не громкие слова. Это нервы, это пот, это кровь, это сбитые колени и психологическая нагрузка, и при всем это единственное, чем я живу. Я люблю моих артистов и моего зрителя. И с этим чувством любви я каждый вечер выхожу на сцену!” |