Tori Amos – талантливая и яркая женщина, ставшая одним из символов движения женщин-авторов и исполнительниц авторской песни, которое набрало полную силу в 90-х годах. Кульминацией этого движения традиционно считается фестиваль «Lilith Fair».
Настоящее имя Tori Amos Майра Эллен Амос. Родилась Тори в августе 1963 года, став третьим ребенком в семье проповедника-методиста. Музыкальные наклонности девочки проявились очень рано – петь и играть на пианино она научилась в самом юном возрасте, а когда юному дарованию исполнилось 5 лет, она выиграла стипендию в престижную консерваторию Пибоди, расположенной в Балтиморе, став таким образом самой юной студенткой. Но закончить свое обучение в консерватории она не смогла – в возрасте 11 лет ее отчислили сразу по двум причинам: во-первых, девочка могла воспроизвести на пианино любую композицию с первого раз, но не желала читать музыку по нотам, что не могла не приводить в бешенство ее учителей. Ну а во-вторых педагоги не понимали ее пристрастие к рок-музыке – любовь к року для Майры началась с Led Zeppelin.
Естественно, что отчисление дочери из консерватории стало настоящим ударом для ее отца, однако он нашел в себе силы и не перестал поддерживать свою дочь в ее творческих начинаниях. Так, в 13 лет родители разрешили девочке работать, и она стала по вечерам играть и петь свои песни в местных заведениях. Первым серьезным достижением для Amos стала победа на конкурсе юных талантов, которую она завоевала в возрасте 14 лет за песню собственного сочинения «More than Just a Friend». Позже певица призналась, что эта песня была написана ею для мальчика, который ей жутко нравился, но признаться ему в своих чувствах девушка не посмела. Амос с улыбкой рассказывала о том, что когда она пела эту песню, то тот, кому она была посвящена, сидел в зале, и девушка чуть не сгорела со стыда во время исполнения. Примерно в этом же возрасте к певице прилепилось прозвище «Tori», а все началось с того, что одноклассник Майры Эллен сказал, что ей не подходит ее имя, скорее уж ей подошло бы «Тори». Удивительно, но со временем весь мир узнал певицу не как Майру, а именно как Tori Amos. В то самое время когда девушка выигрывала конкурсы и получила имя Тори, отец ее занимался рассылкой ее песен по звукозаписывающим студиям, но тщетно – ответов не было.
Тори исполнилось 21, она переехала в Лос-Анджелес, где и собиралась заняться восхождением к вершине музыкальной славы. Завоевание своего места под солнцем девушка сочетала с игрой в разных заведениях – ее всегда отличало упорство и трудолюбие. В скором времени Тори Амос знакомится с гитаристом Стивом Кэйтоном, с которым они и собирают группу Y Kant Tori Read. Но со звукозаписывающими компаниями дело по-прежнему не ладилось, талантливую исполнительницу как будто специально не хотели замечать. Только через три года Тори удалось подписать контракт с Atlantic Records, а до тех пор были мелкие подработки, работа в рекламе, и даже маленькая роль в телесериале. Но выпущенную лейблом дебютную пластинку Y Kant Tori Read ждал провал – критики ее разругали, слушатели проигнорировали, и никто даже подумать не мог, что придет время, и эта самая с треском провалившаяся пластинка станет предметом охоты для коллекционеров. Но сотрудничество Tori Amos и Atlantic Records на этом не закончилось, и сольный проект решили не закрывать. Тори дали время на запись нового альбома, и певица решила сделать ставку на привычное ей направление, а именно записать свои песни под пианино. Но студия проект не одобрила, посчитав, что «девушка с пианино» не будет никому интересной. Тори Амос не сдалась, и с помощью своих старый друзей (в числе которых был все тот же Стив Кэйтон, а также продюсер Эрик Россе) переработала пластинку, оставив всю ту же основу, но добавив к ней еще и элементы рока. Новая версия продюсерам понравилась, однако предсказать насколько она придется по вкусу слушателям было невозможно, и Тори решили отправить в Англию, где новшества и эксперименты в музыке и искусстве всегда принимались с большой охотой. Большую часть 1991-го года певица провела с концертами в Англии, где она выпустила свой сингл «Me and a Gun». Мини-пластинка шокировала публику своей заглавной песней, в которой от первого лица откровенно рассказывалось об изнасиловании. Песня была основана на личном опыте певицы, и так потрясла публику, что BBC выбрала ее синглом недели.
В начале 1992 года Тори Амос выпустила альбом «Little Earthquakes», и никаких сомнений в том, что он будет популярным, уже не было. Прогнозы оправдались, и альбом был благосклонно принят по обе стороны Атлантики, причем не только критиками, но и слушателями. Успех был ошеломительным, все по достоинству оценили и искренние тексты, и тонкую аранжировку. Именно после выхода этого альбома вокруг Tori Amos и сформировался тот широкий круг фанатов, которые продолжили следить за всем ее дальнейшим творчеством. Little Earthquakes разошелся тиражом в три миллиона экземпляров, и занял прочное место в списке лучших альбомов 90-х годов. Но свет увидела не только пластинка, а еще и одноименная видеокассета с клипами Тори, ее концертами и интервью. Тур в поддержку альбома закончился в 1993, и Тори вместе с продюсером Эриком Россе отправилась в Нью-Мексико, где и стала готовить свой новый альбом «Under the Pink», вышедший в свет на следующий год. Новая пластинка кардинальным образом отличалась от «Little Earthquakes» - если для старого альбома Тори Амос писала тексты исходя из своего собственного личного опыта и переживаний, то для нового источником вдохновения была живопись, литература, история. Но разница была не только в текстах, изменилась и сама музыка – появились композиции, записанные с оркестром, сложные роковые элементы и т.д. Оркестр, например, был использован в эпосе «Yes, Anastasia», сингл «Cornflake Girl» создавался под влиянием писательницы Эллис Уокер, в создании «Past the Mission» принял участие Трэнт Резнор – друг Тори и лидер группы Nine Inch Nails.
Tori Amos завоевала известность и на благотворительном поприще. Именно она основала RAINN – благотворительную организацию и горячую линию для жертв сексуального насилия и инцеста. Мечтой детства певицы было спеть с ее идолом Робертом Плантом, и вот в 1995 году эта мечта осуществилась – Тори и Роберт исполнили композицию «Down By the Seaside» Led Zeppelin, которая вошла в альбом «Encomium». Это время было очень насыщенным для певицы, помимо напряженной работы случились изменения в ее личной жизни – закончился ее роман с продюсером Эриком Россе, который 7 лет был ее бессменным партнером и в жизни, и в музыке. После расставания с Эриком певица выпустила альбом «Boys for Pele», который можно охарактеризовать словом «самый» - самый сложный, самый продаваемый, самый скандальный, самый странный и самый закрытый. Назван он был в честь Пеле – богине вулканов. Альбом включил в себя 19 композиций со сложнейшим текстом и аранжировкой – пианино, клавесин, госпел-хор, духовая секция. Записывался он в Ирландии, и помогали Тори звукорежиссеры Марк Хоули и Марсель Ван Лимбер. Скандал случился из-за обложки альбома, на задней стороне которой была фотография Тори, кормящей грудью поросенка. Популярность и признание альбому принесли и танцевальные ремиксы, сделанные на несколько песен из него, а сингл «Caught a Lite Sneeze» стал первым доступным для бесплатного скачивания с Интернета. У Тори Амос вскоре после записи альбома начался роман с одним из звукорежиссеров – Марком Хоули. От него она забеременела, но беременность закончилась выкидышем, чем очень травмировала певицу. Чтобы оправиться от случившегося она перебралась в свой дом во Флориде, где и начала работу над новым альбомом. Вторая беременность Тори тоже окончилась неудачно, и после этого она переехала к Хоули в Корнуэлл, где и живет по сегодняшний день. В 1998 они поженились, а через несколько месяцев свет увидел новый альбом певицы «From the Choirgirl Hotel», в котором явно прослеживались переживания певицы по поводу ее неудачных беременностей. Все альбомы Тори довольно разные, в «From the Choirgirl Hotel» явно прослеживалось рок-звучание и влияние электронной музыки. Тур в поддержку альбома Амос совершила вместе с рок-группой, что было для нее внове. Кроме того певица переработала свои старые песни, сделав их более подходящими под новый тур. Гастроли окончились, неугомонная Тори тут же начала работу над двойным альбомом, в который должны были войти би-сайды, так и не увидевшие ранее свет песни, а также концертные записи последнего турне. Но в результате получилось так, что один из дисков полностью соответствовал первоначальному замыслу, а пот на втором было 11 новых песен. Вышедший в 1999 году альбом получил название «To Venus and Back», и в нем еще сильнее наметились традиции электронной музыки.
В 2000 году в жизни Tori Amos случилось знаменательно событие – она родила дочь. Материнство вынудило певицу взять тайм-аут, но продлился он недолго, и вскоре появилась пластинка «Strange Little Girls», которое собрала в себе кавер-версии. Известные песни написанные мужчинами были пересказаны с женской позиции, в альбом вошли и кавер-версии Биттлз, И Янга, и даже Эминема, причем его песня «97 Bonny and Clyde» в исполнении Амос превратилась в пугающую сказку, и стала чуть ли не самой жесткой и впечатляющей ее работой. Этот альбом в основном был сделан для того чтобы избавиться от студии Atlantic Records, с которой она была связана контрактом. Контракт был выполнен, и певица ушла в Epic, так как единственным ее обязательством перед лейблом Atlantic остался выпуск сборников хитов. С Epic она записала альбом «Scarlet’s Walk», который стал весьма успешным в коммерческом плане. Этот альбом включил в себя 18 песен, которые рассказывали о путешествиях девушки Скарлет по Америке. В образе Скарлет перед слушателями предстала сама Тори, а в буклете к альбому имелся не только маршрут путешествий, но и фотографии певицы в образе героини. Только после выпуска этого альбома Тори вернулась к работе с предыдущим лейблом, с которым и записала сборник своих лучших песен. Таким образом, в 2003 году появился сборник хитов «Tales of a Librarian».
В 2005 году Тори Амос создает концептуальную работу «The Beekeeper», диск становится золотым, но при этом получает не слишком положительные отзывы критиков, что в общем-то удивительно. После выпуска «The Beekeeper» в свет выходит автобиография Тори «Piece By Piece», созданная в формате диалога с известной журналисткой Энн Пауэрс. За время творчества певицы многие ее работы оставалось за бортом, и в 2006 году она взялась за свои архивы. Результатом этого стал выпуск коллекции видеоклипов певицы «Fade to Red: The Video Collection» на двойном DVD, а затем и пятидискового бокс-сета «A Piano», включившего в себя альтернативные версии известных песен, ремиксы, концертные записи и т.д. Последним диском Tori Amos стал «American Doll Posse», увидевший свет весной 2007. В нем опять были использованы роковые элементы, но уже по-новому, и в сочетании с любимой Тори концептуальностью – все песни диска были разделены между пятью героинями, чьи роли и исполнила певица. |